Хазарский каганат – средневековое государство, основанное кочевым народом — хазарами. От Западно-Тюркского каганата Хазария отделилась в первой половине VII века и почти сразу же начала свои завоевания. Первой территорией, захваченной хазарами, стал Дагестан. В период расцвета каганата под властью хазар были почти все страны Северного Кавказа и часть Крыма.
На севере Хазария граничила с Волжской Булгарией, на западе – с Русью, на востоке – с Хорезмом, включая запад современного Казахстана. Южная граница была непостоянной, и временами страна могла граничить с Арменией, но все же более-менее постоянная граница проходила немного севернее Дербента.Хазария была многонациональным государством. В ней соседствовали хазары, аланы, тюрки, славяне, евреи и многие другие народы.
Изначально государственное устройство Хазарии было построено по принципам, свойственным Тюркскому каганату.
Кочевым ханством правил каган. Он мог самостоятельно решать военные и административные вопросы, но аппарат принуждения в государстве не сложился. Отношение к кагану у народа формировалось, в первую очередь, с опорой его военных навыков, успешность походов и умение распределить награбленные ценности среди представителей хазарской аристократии.
Другим немаловажным фактором являлась сакрализация. Для хазаров каган – это ещё и глава языческого культа, который имеет сверхъестественные способности. Хазары, как и русские после крещения, считали, что власть кагану дана небом, а потому все его действия – это истина в последней инстанции.
Занять место кагана мог только представитель «каганской» семьи, власть в которой передавалась по наследству от старшего брата к младшему.
Быть каганом значило всю свою жизнь подчиняться различным запретам. У хазаров имелись очень жестокие церемонии для вступления в «должность» и завершения правления. Когда каган собирался взойти на престол, он должен был заранее назвать срок, в течение которого он будет править. Казалось бы, ничего сложного, однако сделать это нужно было практически в бессознательном состоянии, в то время как его душили шнуром. Если же он называл слишком большое количество лет, его все равно убивали, когда ему исполнялось 40 лет. Объяснялось это тем, что с возрастом сила, данная кагану небом, покидает его.
После того, как к власти пришла другая правящая семья, вся система правления изменилась. Связано это было с другой религией, которую проповедовали члены семьи. Приблизительно в середине VIII века один из военачальников, Булан, принял иудаизм, что, по-видимому, и послужило решающим фактором в укреплении власти его клана. Примерно в это же время хазары начали понимать, что экономика, основанная на завоеваниях, не совсем верна и не дает желаемого результата.
Тарханы – хазарская аристократия – являлась высшим сословием в Хазарском каганате. Чуть ниже в сословной лестнице находились люди, управляющие вассалами – эльтеберы. Налоговую политику хазары позаимствовали в странах Закавказья. Под пристальным наблюдением специальных надсмотрщиков оказались ремесленники и торговцы. На торговых путях создавались заставы, где взимались различные пошлины. В Итиле, столице каганата, появилась развитая система судов. В период правления семьи, проповедовавшей иудаизм, государственное управление достигло заметного прогресса.
Что касается экономики, то Хазария была одной из империй, которая активно собирала дань с завоеванных соседей и успешно торговала с ним. Отрасли специализации Хазарского каганата были следующими: кочевое скотоводство, виноградарство. Не гнушались хазары и приличными военными добычами. Однако со временем, во второй половине VIII века, в Хазарии появились еврейские торговцы, и страна перешла на невоенные источники дохода. Благодаря евреям Хазария достигла расцвета международной торговли и стала одним из центров, где пересекались несколько торговых путей.
Религиозные предпочтения хазар со временем также менялись. Изначально они верили в традиционных тюркских богов. Главным богом, как и у древних славян, был бог неба. Однако постоянные контакты с христианским и исламским миром, а с некоторых пор и иудаизмом, привели к многоконфессиональности в стране.
Историю хазар начали изучать в XVII — XVIII веках. Количество письменных источников было сильно увеличено в XX веке, когда были найдены материалы Каирской генизы.
Исследования лингвистов дали очень много информации о происхождении хазар и их государства. К сожалению, появление огромного числа лингвистов-любителей вводит общественность в большое заблуждение.
С конца XIX века археологи ведут раскопки на территории бывшей Хазарии. Вклад этих экспедиций в исследовании истории государства неуклонно растет. Раскопки одной из столиц Хазарии в 50-х годах прошлого века стали переломным моментом в исследованиях. С тех пор число археологических находок постоянно пополняется новыми артефактами, а в начале XXI века ученые смогли обнаружить и главную столицу хазар – город Итиль.
Нельзя забывать и о том, что влияние идеологии на изучение истории хазар было довольно сильным. Вообще, факты из хазарской истории всегда использовались политиками-идеологами в каких-либо целях. Все чаще и чаще эти цели сводятся к одной – пропаганда антисемитизма. В странах, в которых антисемитизм давно стал традицией, постоянно создаются литературные произведения, в которых хазары и евреи нередко изображаются в непристойном виде.
Свежие комментарии