Взрывной Пушкин не терпел ни малейшего косого взгляда в его сторону, а уж если посмотрели на его жену – так вообще взвивался с полуоборота. За всю свою жизнь он мог бы стать участником 30 дуэлей. Правда, 25 из них не состоялись. А вот те, которые произошли – их 5, а потом была еще одна – роковая.

Вызов 1 - Кюхельбекер
Здесь виновником разногласия стал сам Пушкин, который часто смеялся и придумывал потешки про Вильгельма Кюхельбекера, его товарища по лицею.
Дуэль состоялась в конце 1819 года в Петербурге, проходила на Волковом кладбище, тихом для той поры месте. Сейчас здесь расположено Волковское кладбище и муниципальный округ с таким же названием.
В поединке принимали участие секунданты, все было как полагается в негласных «правилах дуэлянтов». Кюхельбекер стрелял первым и попал в фуражку того секунданта, что пришел вместе с Александром Сергеевичем. Тогда поэт отказался от ответного выстрела и бросил свой пистолет на землю. Кюхельбекер стал возмущаться, но делать нечего, пришлось дуэль перенести. А потом инцидент забылся, а Вильгельм просто смирился.

Вызов 2 – Старов
Через три года после той дуэли поэт снова нарвался – инициатором поединка стал полковник Семен Старов. Полковник встал на защиту своего подчиненного, который повздорил с Александром Сергеевичем по поводу того, какую музыку исполняет оркестр.
Дуэль состоялась в январе 1822 года. В Кишиневе. Был сильный мороз и невообразимо разбушевалась метель, которая в результате сыграла свою роль в ходе дуэли. Каждый из противников стрелял по два раза, но руки тряслись от холода, и дуэлянты промахивались. Секунданты стали просить перенести поединок на более теплое время года. А потом, всего через пару дней Пушкин и Старов решили свой спор мирным путем и больше никогда не пытались друг в друга стрелять.

Вызов 3 – офицер Зубов
Пушкин все еще жил в Кишинёве, и примерно в мае-июне 1823 года вызвал на дуэль некоего офицера Зубова. Имя этого человека осталось неизвестным, однако упоминание о нем есть в повести Пушкина «Выстрел». Вот так описывает поэт ту встречу:
«Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки».
Он – это был сам Пушкин, обвинивший офицера в шулерстве и вызвавший на поединок. Он прихватил с собой черешню и кушал ее, ожидая, пока противник сделает первый выстрел. Зубов сделал свой выстрел, но промахнулся. Александр Сергеевич же, как за ним обычно водилось, отказался от своего выстрела и дуэль решил не продолжать.

Вызов 4 – Толстой
На этой дуэли оппонент так и не появился. Незадолго этих дней (дело было в сентябре 1826 года в Москве) Федор Толстой, как сказали Пушкину, распространял всякие нелицеприятные слухи о поэте. Он был уверен в себе, так как приобрел известность опытного дуэлянта, отправившего на тот свет аж 11 человек.
Однако Александр Сергеевич тоже был не промах и бросил вызов Толстому, кстати, приходившемуся дядей Льву Николаевичу, написавшему «Анну Каренину», «Войну и мир» и другие классические произведения русской литературы. Наш смелый поэт усердно готовился к дуэли, брал дополнительные уроки стрельбы, всерьез решив заставить соперника ответить за все. Но Толстой не получил письмо с вызовом от Пушкина и потому на место не явился. Позже противники и вовсе разобрались во всех разногласиях мирным путем, признав, что нельзя верить слухам.

Вызов 5 – Соллогуб
К 30-м годам XIX века дуэли в России оказались под жесточайшим запретом. Однако в начале 1836 года Пушкин решил вспомнить горячую молодость, когда узнал о том, что Писатель Владимир Соллогуб дерзко разговаривал о Наталье Гончаровой. Пушкин быстренько «бросил перчатку». Однако противники вскоре примирились под влиянием друзей.
Есть мнение, что Пушкин решился вызвать на поединок Соллогуба под столь ничтожным поводом по одной простой причине. Он хотел уехать из Петербурга, но ему тогда не дали официальное разрешение. А вот нарушение закона о дуэлях могло бы стать веским поводом ссылки из столицы.

О последней дуэли Пушкина, закончившейся трагедией, знают все. Этот вопрос не раз обсуждался и на этом канале. Многие считают, что если бы Пушкин взял опытных секундантов и не дал возможности первого выстрела Дантесу – то эту дуэль тоже включали бы в пятерку (уже шестерку) поединков, где никто не пострадал.
Свежие комментарии