Добрыня Никитич – богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире.

Его биография в былинном эпосе написана наиболее детально. В ряде былин упоминается о купеческом происхождении Добрыни. В них говорится, что Добрыня родился в Северо-Восточной Руси в семье рязанского купца, «богатого гостя» Никиты Романовича. Отец Добрыни умирает вскоре после его рождения или ещё до него. В отличие от Ильи Муромца Добрыня всегда упоминается молодым. Известно имя матери Добрыни – Амельфа Тимофеевна.
Богатыря воспитывала мать, она отдает в учение «хитрой грамоте»:
«А и будет Добрыня семи годов,
Присадила его матушка грамоте учиться,
А грамота Добрыне в наук пошла». Былина.

В былинах нередко отмечается образованность Добрыни. Он искусный шахматист, в одном из сюжетов он даже обыгрывает в шахматы татарского хана. В некоторых текстах Добрыня выступает и как руководитель дружины, поэтому в начале сюжета указывается на его княжеское происхождение. С именем Добрыни связан самый распространённый сюжет «Добрыня и змей». Идея сражения со змеем связана с защитой Родины от захватчиков. Богатырь не просто побеждает змея, а освобождает «полон русский». Он борется со всем «змеиным племенем». В былине говорится, что ещё юношей он стал «на добром коне в чисто поле поезживать, малых змеёнышей потаптывать».
Свой главный подвиг Добрыня начинает на Пучай-реке (огненная река в славянской мифологии. Указывается, что эта река – граница между «этим» и «другим» мирами). Несмотря на предостережение матери, Добрыня Никитич вступает в воды реки, которая оказывается опасной.

«Дитятко моё, Добрынюшка, не надо тебе купаться в Почай-реке. Почай-река сердитая, сердитая она, свирепая. Первая в реке струя, как огонь, сечет, из другой струи искры сыплются, а из третьей струи дым столбом валит…» Добрыня и змей.
Сразу появляется змей и нападает на богатыря, Добрыня выбирается на берег и сбивает головы змея. Неприятель вымаливает у Добрыни пощаду в обмен на клятву не причинять вреда людям и улетает, но, пролетая над Киевом, похищает Забаву Путятичну, племянницу князя. По поручению Владимира богатырь отправляется в змеиное царство. Убивает змея и освобождает не только Забаву, но и все «полоны русские».

Есть две версии трактовки образа этого былинного богатыря. По первой, у Добрыни Никитича есть реальный исторический прототип – это дядя князя Владимира Святославича, посадник новгородский, потом воевода киевский Добрыня, о котором свидетельствует «Повесть временных лет».
По другой версии, Добрыня – собирательный образ многих древнерусских Добрынь, для которых это имя было вторым – языческим именем. Оно означает доброту, красоту, величие.

Сильный, смелый герой былин был верным супругом своей жены Настасьи Микулишны и спасает её от нежеланного нового замужества.
Добрыня, уезжая надолго в чисто поле, своей жене он завещает ждать его 12 лет и лишь после этого выходить снова замуж, но только не за Алешу Поповича. Жена верно ждет, но тут ей приносят ложную весть о том, что погиб Добрыня. Князь Владимир выступает как сват, просящий Настасью выйти замуж за Алёшу. Во время свадебного пира появляется Добрыня Никитич в одежде калики или скомороха и просит разрешения поиграть на гуслях – тогда Настасья узнает в неизвестном мужа. Добрыня наказывает Алёшу за обман. Илья Муромец выступает примирителем, напоминая, что они «братья крестовые».
Спасибо за Ваше внимание.😊
Свежие комментарии