Сокрушитель империи ацтеков Кортес при жизни был проклинаем неоднократно. Однако умер он в славе и богатстве. Проклятие настигло его после смерти.
Проклятие
Испанцы подожгли хворост и отошли в сторону. Эрнан Кортес в сопровождении свиты молча наблюдал, как разгорается пламя под ногами Верховного жреца ацтекского бога Уицилопочтли - бога войны и солнца.
Когда огонь охватил тело жреца, из пламени костра полетели слова. Кортес не знал языка ацтеков, но крик явно не был мольбой о пощаде. «Что он кричит?», - Кортес обернулся к Малинче – своей наложнице и переводчице. Подруга завоевателя почтительно склонила голову: «Он проклинает Вас, мой повелитель. У Вас не будет покоя не только при жизни, но и после смерти».
Кортес действительно не знал покоя при жизни. Но его это нисколько не тяготило. До последних дней своей жизни он не расставался с мечом, презирая мирную жизнь. 2 декабря 1547 года 62-летний искатель приключений и авантюрист скончался в Кастильеха-де-ла-Куэста (провинция Севилья, Испания). И началась предсказанная Верховным жрецом долгая эпопея костей и праха завоевателя Мексики.
Неугомонные потомки и почитатели
4 декабря 1547 конкистадора торжественно захоронили в Севилье в родовом склепе испанских герцогов Медина-Седония в монастыре Сан-Исидоро, хотя Кортес еще при жизни неоднократно высказывал свое желание быть захороненным в Мексике, которую он считал своим домом. Через три года останки побеспокоили в первый раз и переместили в придел Санта-Катарина того же монастыря.
В 1566 году потомки решили уважить волю покойного, достали кости и повезли их в Новый свет. Местом захоронения стал монастырь Сан-Франциско в Тескоко. В 1629 году правители Мексики (принадлежавшей еще Испании) решили, что прах национального героя должен находиться в столице. Гроб отрыли и торжественно повезли в Мехико. В течение 9 дней гроб стоял во дворце губернатора и потомки испанских дворян, некогда вместе с Кортесом завоевавших эту страну, шли поклониться праху Великого конкистадора. Отдав дань уважения покойному, его останки поместили в центре Мехико, в часовню церкви монастыря Сан-Франциско, в специальной нише.
В 1716 году почитатели завоевателя сочли, что ниша – не самое достойное место для их кумира, гроб достали и перенесли в алтарную часть церкви, приравняв тем самым убийцу тысяч индейцев к святым. Но и этого почитателям было мало. В 1794 году в основанном Кортесом госпитале Иисуса Назорея был выстроен специальный мавзолей. С большой помпой кости Кортеса понесли туда. «Да оставьте же вы меня в покое!», - казалось, вопили останки усопшего. А с того света скалился дух Верховного жреца.
Революционные потрошители гробниц
В XIX веке Мексика стала независимым государством. В 1821 году – империей, а в 1823 – республикой. Потомки великого народа ацтеков не испытывали никакого почтения к завоевателю, некогда уничтожившему их государство. Депутаты парламента и революционно настроенная молодежь планировали устроить национальный праздник, в ходе которого предполагалось разрушить склеп легендарного конкистадора, а его останки сжечь на площади Сан-Лазаро, развеяв прах по ветру. Если бы намерение было исполнено, дух Кортеса наконец-то обрел бы покой. Но проклятие все еще сохраняло свою силу.

Министр внутренних и иностранных дел новообразованной Мексики Лукас Аламан с помощью капеллана госпиталя доктора Хоакин Каналеса в последний момент выкрали железный ящик с останками из мавзолея и в ночь на 15 сентября они зарыли его под полом главного алтаря. В 1836 году ящик перепрятали, замуровав в стену госпиталя. Для успокоения мексиканских патриотов был пущен слух, что ящик с останками отправили в Италию одному из потомков Кортеса.
Последнее перезахоронение
Если бы Лукас Аламан унес тайну с собой в могилу, скитания Кортеса на этом бы и закончились. Но дух Верховного жреца возмутился (еще чего!) и надоумил Аламана составить и отправить в Испанию тайный меморандум, в котором указать место, где находятся останки завоевателя Мексики.
В 1946 году два испанских ученых из университета Мехико (несомненно, с подсказки сгоревшего ацтека) нашли этот документ в архивах и предложили проверить его на подлинность, вскрыв предполагаемое место захоронения. 24 ноября 1946 года нишу вскрыли, ящик к радости ученых нашли и, в соответствие с проклятием, повезли его в Национальный институт антропологии, где ученые почти год тревожили и исследовали кости.
С 9 июля 1947 года останки конкистадора замурованы в стенной нише госпиталя Иисуса Назорея в Мехико. На стене установлена латунная пластина с именем Кортеса, его гербом и указанием дат жизни. Однако в том, что это (уже восьмое) перезахоронение стало последним, лично у меня уверенности нет никакой (esoreiter.ru).
Свежие комментарии