Скандинавские саги содержат многие любопытные сведения об истории Древней Руси. Характерно при этом, что ни одна из саг не говорит о завоевании викингами восточных славян. Во всех них Русь описывается как уже сложившееся мощное государство, куда скандинавы приходили только как наёмники древнерусских князей.

Поход конунга Эймунда на помощь Ярославу
Одна из таких саг рассказывает о борьбе Ярослава Владимировича за великокняжеский престол. Это «Сага об Эймунде», записанная в Исландии в XIV веке и переведённая на русский язык в середине XIX века. Эймунд, упоминаемый в ней, это Эймунд Хрингссон, норвежский конунг королевских кровей.
Сага рассказывает, как князь Ярицлейв, правивший в Хольмгардии (Новгороде), в 1015 году пригласил Эймунда с дружиною помочь ему в борьбе за великокняжеский престол в Киеве, освободившийся после смерти его отца Владимира. Эймунд совершил многие подвиги на службе у Ярицлейва и помог ему одолеть своих врагов.

Соперником Ярицлейва выступает князь Бурицлейв. Люди Эймунда убивают Бурицлейва, и Ярицлейв берёт Киев. Затем Эймунд, не получив обещанной платы от Ярицлейва, уходит служить полоцкому князю Вартилаву. Вместе с Вартилавом ему удаётся пленить жену Ярицлейва, шведскую принцессу Ингигерду. При её посредничестве заключается мир, по которому Ярицлейв и Вартилав делят Русь, причём Ярицлейв получает Новгород, а Вартилав – Киев. Эймунд остаётся править в Полоцке, где и умирает.
Таким образом, в основе повествования – судьба норвежского конунга. Между тем, историки по сей день спорят о содержании событий русской истории, упомянутых в саге.
Ярослав Мудрый или Окаянный?
Самую большую трудность составляет отождествление имён. Если касательно Ярицлейва нет сомнений, что это Ярослав (тем более, что он и по русским летописям пригласил к себе варяжскую дружину), то Бурицлейв и Вратилав имеют разные трактовки.
По русским летописям, соперник Ярослава князь Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба, и Ярослав выступил мстителем за братьев. После нескольких лет борьбы Ярослав одолел Святополка (прозванного в летописях Окаянным) и захватил киевский престол. Вторично ему пришлось сражаться за Киев против приведённых Святополком поляков во главе с князем Болеславом. Ярослав снова победил, и Святополк погиб во время бегства.

Затем против Ярослава выступил другой его брат – тмутараканский князь Мстислав. Мстислав нанёс поражение Ярославу, после чего Ярослав два года пробыл в Новгороде. Но Мстислав добровольно уступил Ярославу Киев, а сам ограничился Русью к востоку от Днепра. Мстислав умер в 1036 году, после чего Ярослав объединил всю Русь под своей властью.
По мнению же некоторых учёных, «Сага об Эймунде» точнее летописей отражает некоторые события. Бурицлейв это князь Борис. Таким образом, не Святополк, а Ярослав должен быть признан убийцей брата и назван в истории Окаянным, а отнюдь не Мудрым.
Наши летописи точнее
В имени Бурицлейв могла отразиться, причудливо соединившись, память и о Борисе, и о Брячиславе Полоцком, и даже о Болеславе Польском. Тем более, что сага говорит об убийстве только одного князя – Бориса, но не упоминает об убийстве Глеба. Примечательно, что Бурицлейв в саге погибает дважды: первый раз – убитый воинами Эймунда, а второй – во время битвы с Ярицлейвом. Под усобицей Ярицлейва с Вартилавом (особенно её итогов) могла быть описана усобица Ярослава с Мстиславом Тмутараканским, а не с Брячиславом Полоцким.

Саги обычно полны фантастических преувеличений и путаницы. Они создавались не для фиксации событий, а для художественного повествования. По этой причине большинство историков не видит надобности подвергать ревизии данные летописей на основе одной саги.
Свежие комментарии