На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 543 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Теплов
    У учёных есть логика, за исключением ошибки, что человек с другой планеты. Нет мы все созданы здесь. https://dzen.ru/...Эллис Сильвер: лю...
  • Алекс Маас
    Уважаемый автор, по весьма распространённой ошибке вы вставили фото другого человека — не писателя-антрополога Карлос...Карлос Кастанеда ...
  • Ирина Ирина
    Китайский и японский языки принадлежат к разным языковым группамОт кого произошли...

Тёмные века: император Антемий. Третий грабёж Рима.

Наконец-то нормальный грабёж -на этот раз со сражениями, пожарами и без предварительных условий сдачи

В феврале 467 года от рождества Христова Рим встречал нового императора по имени Фла́вий Проко́пий Анте́мий, который после долгих переговоров с Константинополем, прибыл с большой и пышной свитой, в сопровождении правителя из Иллирии - уже известного нам Марциана и его армии. 12 апреля любимец императора Льва был встречен неподалеку от стен города и тут же, при стечении народа, сената и армии, официально произведен в императоры.

Антемий раньше жил в восточной части империи, он был женат на дочери императора Марциана и долгое время исполнял роль верховного главнокомандующего. При императоре Льве он продолжал командовать армией и отличился защитой империи на Балканах, отражая грабительские походы остготов и последний набег гуннов под руководством одного из сыновей Атиллы.

Император полководец означал подготовку к войне. Не было сомнений, что римляне и греки наконец-то договорились о совместных действиях против вандалов. Ежегодные грабительские набеги вандальского флота разоряли не только земли Рима, но доходили уже до Пелопонеса в Греции и островов Эгейского моря, так что решение этой проблемы было жизненно необходимо для существования всей империи.

 

Солиды Антемия. Изначально императору прилепилось прозвище "грек", что по тем временам в Риме означало "трус", хотя почему так вышло, я не понимаю.  Прежняя жизнь и военные дела Антемия доказывают, что трусом он не был.
Солиды Антемия. Изначально императору прилепилось прозвище "грек", что по тем временам в Риме означало "трус", хотя почему так вышло, я не понимаю. Прежняя жизнь и военные дела Антемия доказывают, что трусом он не был.

Вскоре и Рицимер, как участник плана получил свою часть этой великой сделки - бракосочетание с единственной дочкой нового императора, Алипии. Свадьбу отметили небывалыми (как обычно) торжествами, и прибывший по случаю в город галл Сидоний Апполинарий оставил потомкам замечательный панегрик, в котором восхваляет красоту и величие мирового города, его театры, рынки, претории площади и храмы. В "обители законов и наук, вершине мира и отечестве свободы" по достоинству оценили стихи поэта и дипломата, назначив его префектом Рима. Впрочем уже через три года тот уйдет в священнослужители и станет епископом в Клермоне.

"...Ты же, друг мой читатель, огорчаясь, Что он будто бесследно нас оставил, Орошать перестань слезами мрамор: Схоронить невозможно ум и славу."

В феврале 468-го историки отмечают ещё один удивительный факт - на глазах императора и папы Римского были проведены знаменитые луперкалии. Языческий праздник в котором участвовали христиане показывает, что от многих традиций жители отказываться совсем не собирались, и в борьбе с ними церковь пройдет все стадии - от прямого запрета, до принятия в виде дня св. Валентина.

Если ваш день города не такой, даже не пытайтесь меня на него звать.
Если ваш день города не такой, даже не пытайтесь меня на него звать.

Воодушевление Римлян было в целом понятно - народ ожидал, что с завоеванием Африки всё вернется на круги своя - хлеб вновь поплывет в Рим, который наполнится праздными жителями и многочисленными танцорами и поэтами. Вместе с людьми вернется и военное могущество, провинции будут приведены в покорность, воцарится порядок, который столетиями до этого поддерживали цезарь и легионы. Единственные, кто почти сразу высказали сомнения в императоре это духовенство.

Веротерпимость Антемия распространялась не только на его снисходительное отношение к языческим обычаям. Вместе с ним с востока прибыли представители еретических учений.
Веротерпимость Антемия распространялась не только на его снисходительное отношение к языческим обычаям. Вместе с ним с востока прибыли представители еретических учений.

Сменивший Льва Великого новый папа Римский Гиларий в целом продолжил дело великого предшественника - строго следил чтобы Рим контролировал все епископства в провинциях, но в основном прославился активным украшением храмов. Церкви при Гиларии оставили большие списки драгоценностей и золотых украшений, которые при нем без устали заказывали у мастеров в Италии. От Гилария не ускользнуло прибытие в свите Антемия известного еретика Филофея. Македонская ересь, уже сто лет как осужденная, всё ещё была сильна на востоке (в ней не признавали божественности Святого Духа - Отец, Сын и всё). Тем не менее, Антемий предпочел выпустить указ о веротерпимости, и Гиларий, уже приближаясь к смертному одру мог только умолять его не допустить воцарения в риме одной из восточных ересей. Единогласно избранный новый папа Симплиций был яростным противником утвердившегося на востоке цезарепапизма и считал, что императору не следует лезть в духовные дела вообще. Назревал конфликт, но раньше чем он перерос в открытое противостояние, случились события, отодвинувшие всё другое на второй план.

Пока что уговариваем по доброму. Не гневите Бога, еретики!
Пока что уговариваем по доброму. Не гневите Бога, еретики!

Антемий не стал распылять свои силы на Испанию и Галлию, позволив пока этим провинциям жить своей жизнью. Незадолго до его воцарения в Тулузе был убит вестготский король Теодорих II. Когда-то он убил своего старшего брата, теперь его убил самый мадший из братьев Эйрих. Новый король вестготов не собирался слепо следовать в форватере политики Рима и был сторонником самостоятельной политики. Он начал переговоры - разослал посольства ко всем соседям, но пока не предпринимал никаких действий, выжидая результатов похода на вандалов.

Эйрих - единственный король вестготов, который умрет собственной смертью. Противник всего Римского, при нем начались гонения на никейскую веру. Создатель первых законов королевства. Покоритель Испании и половины Галлии.
Эйрих - единственный король вестготов, который умрет собственной смертью. Противник всего Римского, при нем начались гонения на никейскую веру. Создатель первых законов королевства. Покоритель Испании и половины Галлии.

Тем временем великий поход на Гейзериха начался. Согласно плану, римскому полководцу Марциану и его флоту из Иллирии вновь поручили очистить Сицилию и Сардинию. Потом большой флот из Византии должен был ударить прямо по Карфагену. Марциан повторил то, что уже было проделано им однажды - со своим флотом и армией он появился около Сицилии, зачистил остров от вандальского присутствия, оставил свой гарнизон и строго настрого приказал не продаваться Рицимеру, как в прошлый раз. Далее была захвачена Сардиния, впрочем вандалы никогда не занимали острова всерьез, обложив их данью исключительно по праву единоличного властелина на море. Остановившись на Сардинии предводитель армии Западной Римской Империи Марцелин столкнулся с масштабным заговором, за которым стоял Рицимер. Неугомонный интриган обладал слишком большими связями и влиянием, так что Марцелину пришлось бежать на Сицилию, где он тоже столкнулся с изменой. Во время спора с одним из своих командиров Марцелин был убит, и на этом поход армии Рима развалился.

Гейзериху было уже около семидесяти лет. Захват Африки оказался лучшей операцией варваров за весь пятый век. Теперь раз в десять лет он наблюдал, как разваливаются походы против его молодого королевства.
Гейзериху было уже около семидесяти лет. Захват Африки оказался лучшей операцией варваров за весь пятый век. Теперь раз в десять лет он наблюдал, как разваливаются походы против его молодого королевства.

В эти же дни к побережью Африки прибыл флот восточных полководцев. Пока армия греков высаживалась и обустраивалась в нескольких десятках километров от Карфагена, Гейзерих предложил заключить перемирие и начать переговоры. Получив согласие, вандал воспользовался этой уловкой и подготовил атаку на скучившийся флот вторжения с помощью брандер. После такого удара (часть флота вторжения сгорела) Византийский полководец Василий решил отступить и перегруппироваться на Сицилии. Погрузив обратно армию, он приплыл на остров, где узнал о том что Марциан убит и армия западной половины империи небоеспособна.

Это был славный поход по морям, всем спасибо, мы возвращаемся домой.
Это был славный поход по морям, всем спасибо, мы возвращаемся домой.

Рассудив, что поход провалился, византийцы уплыли на восток, тем самым расписавшись в очередном позорном поражении и неспособности воевать против вандалов.

Наступил второй акт унизительной истории борьбы Антемия с варварами. Убедившись, что империя оказалась неспособна совладать с вандалами, в наступление перешли готы.

Эйрих в представлении М. Р. де Гусмана.
Эйрих в представлении М. Р. де Гусмана.

Королевство вестготов Эйриха уже к началу его правления было сильнейшим из европейских варварских государств, образовавшихся в пятом веке. Последние десять лет вестготы прощупывали оборону соседей которым приходилось объединять все свои усилия, чтобы отразить многочисленное готское войско. Выменивая у римских императоров территории за услуги, вестготы уже получили доступ в морю, подбирались к Орлеану и Арлю.

В 468 году Эйрих начал открытую экспансию в Галлии. Предчувствуя поражение империи, префект Галлии Арванд открыто переметнулся на сторону вестготов. Начав с разгрома бретонцев, Эйрих опять столкнулся с объединенными силами франков, бургундов, отступивших бретонцев и северного полководца - комита Павла, управляющего Суассонской областью. Остановившись на естественной границе - реке Луара, Эйрих развернулся на юг и ударил по Южной Галлии. Здесь готы распространились до реки Рона.

Битвы битвы битвы. Земли Западной Римской империи уже отняли и теперь вырывали друг у друга несколько королевств варваров.
Битвы битвы битвы. Земли Западной Римской империи уже отняли и теперь вырывали друг у друга несколько королевств варваров.

В 471 году последний раз в истории римское войско перешло Альпы и вступило в Галлию, чтобы сдержать вестготов. В начале лета произошло сражение, в котором Эйрих, уже перейдя Рону на голову разбил армию императора, уничтожил всех его полководцев и убил сына Антемия. Дальнейший успех вестготов смогли купировать активизировавшиеся бургунды, но всё влияние империи за Альпами было навсегда утрачено. Потеря Арля стала вопросом времени и главный вопрос был кому он достанется - готам или бургундам.

Последний поход Римской армии. Хотя эти картинки точно фантазии, не было скорее всего уже никаких настоящих легионов - а римская армия была такой же оравой из германцев-наемников.
Последний поход Римской армии. Хотя эти картинки точно фантазии, не было скорее всего уже никаких настоящих легионов - а римская армия была такой же оравой из германцев-наемников.

Тем временем на востоке клептократический режим Льва Макеллы попытался решить проблему остготов. После развала империи гуннов множество варварских племен за Дунаем получили независимость а некоторые даже образовали собственные королевства. остготы, массово переселившиеся в Паннонию при Маркиане, были самым многочисленным и сильным из этих государств. Традиционно остготы были в хороших отношениях с Константинополем, заключали договор федератов и служили наемниками для империи. Когда император Лев перестал платить им зерном и золотом, те за несколько лет разорили и захватили себе часть провинции Иллирия, после чего вынудили императора купить их лояльность в обмен на зерно и золото.

Прошло 15 лет после смерти Атиллы, угроза возвращения гуннов пропала и прежние союзники, совместно отстоявшие независимость в битве при Недао окончательно рассорились. Остготы были слишком сильны и стали угрожать существованию маленьких независимых племен германцев. Небольшой конфликт между восточными свевами и остготами быстро перерос в большую войну, когда к свевам и их союзникам скирам присоединилось множество других германцев. На помощь объединенным войскам свободных германских племен выдвинулась и армия Византии, но она не успела поучаствовать в битве на Болии, в которой король остготов Теодемир наголову разбил альянс свободных народов.

Историки считают, что битва произошла "где-то тут" Неподалеку от нынешнего Будапешта в Венгрии. На дальнем берегу.
Историки считают, что битва произошла "где-то тут" Неподалеку от нынешнего Будапешта в Венгрии. На дальнем берегу.

Триумф остготов привел к массированному бегству германцев из лесов восточной Европы. Например, остатки скиров во главе с Одоакром - сыном погибшего в битве короля, вскоре появляются в Италии и поступают на службу в армию императора. Новая волна миграции германцев, опасавшихся угрозы остготов вымывала оставшуюся военную аристократию германцев из северо-восточной Европы, а из глубины лесов к границе остготов подвинулось последнее из германских племен - лангобарды (длиннобородые). «Народ, еще более дикий, чем остальные дикие германцы». За спиной лангобардов формировались уже чисто славянские племена.

В итоге Византия не смогла поддержать баланс варварских королевств и на её границе появилось сильное остготское королевство.

Между горами Судеты и Карпатами есть небольшая долина шириной километров 10. Так называемые Судетские врата, через которые в древности проникали на юг северные племена совсем далеких от цивилизации варваров.
Между горами Судеты и Карпатами есть небольшая долина шириной километров 10. Так называемые Судетские врата, через которые в древности проникали на юг северные племена совсем далеких от цивилизации варваров.

Что же до Италии, то увы, после череды поражений быстро выяснилось, что автортет Антемия держался исключительно на мечтах римлян о возврате Африки. В той области, которая осталась под его управлением (конечно же Сицилия и Сардиния сразу были захвачены вандалами обратно, а в Иллирии был свой собственный новый правитель - Непот) был только один полновластный властелин - Рицимер. Те немногие силы, что были верны императору не могли противостоять варвару, однако тот всё же пытался освободиться от ига своего всемогущего министра и зятя.

Не дожидаясь, пока император, который был успешным полководцем, соберет достаточно сил для борьбы, Рицимер ударил первый - открыто начав ссору с императором, он отступил к Милану, где начал собирать верные себе отряды германцев. Попытки примирить их с помощью епископов, казалось, были успешны, но после всех заверений и клятв, Рицимер, призвав армию своего племянника Гундебада из Бургундии, отправился на юг и осадил Рим. Дело было в 472 году.

Гундебад. Картинка - спойлер. Племянник в будущем станет королем Бургундов. Ну а читателям станет чуть понятнее почему Рицимер был настолько успешен и могуществен - он был дитя союза Бургундских и Свевских королей, его родственники были короли варваров. Статуя смешная.
Гундебад. Картинка - спойлер. Племянник в будущем станет королем Бургундов. Ну а читателям станет чуть понятнее почему Рицимер был настолько успешен и могуществен - он был дитя союза Бургундских и Свевских королей, его родственники были короли варваров. Статуя смешная.

Мужественный Антемий возглавил оборону. Мало того, что у него было мало сил, в городе было много ариан, которые открыто симпатизировали Рицимеру. Кроме того, Рицимер за пару лет после поражения в войне с вандалами провел свои собственные переговоры и согласился признать императором претендента от Гейзериха - Олибрия. Сей муж, женатый на дочке Евдоксии (надеюсь вы ее помните) по имени Плацидия, через свою жену являлся единственным законным наследником потомков Феодосия. Он прибыл из Византии и присоединился к осаде, которая вскоре породила в Риме голод и вспышку чумы.

А ещё Гундабад у Толкиена это злодейская гора и крепость на севере. Не знаю почему профессор так невзлюбил бургундов, но автору Гундабад сразу кажется орком.
А ещё Гундабад у Толкиена это злодейская гора и крепость на севере. Не знаю почему профессор так невзлюбил бургундов, но автору Гундабад сразу кажется орком.

В тот момент, когда осаждающие заняли часть стены и овладели частью города, император, теперь обороняющий мост через Тибр, уже подумывал о сдаче, но тут к нему подошла подмога - готский полководец Билимер, польствишись на обещание титулов и власти привел из галлии свой отряд варваров и вступил в битву, чтобы снять осаду. 11 июля 472 года произошло сражение, в которой Белимер пал, а Рицимер овладел воротами Адриана и ворвался в оставшуюся часть города. Смесь множества германских племен арианского вероисповедания ворвалась в многострадальный город. Варвары получили Рим на полное разграбление, исключение было дало тем районам, которые были заняты ещё до битвы (меньшая, западная часть города за рекой) - на счастье папы Римского Ватикан был как раз в числе пощаженных частей города. Третий жестокий грабеж города на этот раз сопровождался пожарами и убийствами. Императора Антемия нашли укрывшимся в церкви. Изрубив несчастного на куски, Рицимер вручил диадему правления Олибрию, которого совсем незадолго до этого признал также и восточный император Лев Макела.

 

Ссылка на первоисточник
наверх