Почему германские асы сбивали по 200-300 самолетов, а Покрышкин с Кожедубом — только по 60? Но в итоге победил СССР, а не Третий рейх...

Великая Отечественная война породила не только огромное количество героев, но и «рекордсменов» ратных битв. Это бойцы Красной армии, которые уничтожили наибольшее количество техники и солдат противника.
Но такие же «ударники» были в армиях наших союзников и врагов. Их достижения дают богатую пищу для размышлений. Попробуем разобраться в них.
«СТАЛИНСКИЕ СОКОЛЫ» ПРОТИВ «ОРЛОВ ГИТЛЕРА»
Когда закончилась война, историки боевой авиации стали подсчитывать, сколько же самолетов «намолотили» советские и немецкие летчики. И сразу начались яростные споры – главным образом вокруг методик подсчета сбитых машин и достоверности данных об их поражении. Споры эти продолжаются до сих пор. И кто же считается чемпионом воздушных побед? Вот – первая десятка советских и немецких асов.

Понять и объяснить секрет невероятной результативности истребителей Люфтваффе не так просто
Взглянув на эту таблицу, неискушенный человек наверняка будет удивлен или даже шокирован результатами немецких асов. Ведь все лучшие «сталинские соколы» из первой десятки не набрали и сотни побед, а у лучших «орлов Гитлера» таких побед набралось – за три или две сотни. Вывод напрашивается сам собой – наши хуже воевали? Но так ли это на самом деле?
Говорит военный историк Павел Аксенов:
- Понять и объяснить секрет невероятной результативности истребителей Люфтваффе не так просто. Я уже более 30 лет занимаюсь этим вопросом, перелопатил тысячи немецких документов, и потому могу утверждать с высокой долей уверенности, что боевые счета всех без исключения немецких асов завышены. К такому же выводу пришли и десятки моих коллег - исследователей этого «феномена». Причем, не только в России, но и некоторые - в Германии.
Раздувать успехи лучших воздушных бойцов – стандартная практика гитлеровской пропаганды. А она, как вы понимаете, по определению не может быть объективной.
С Аксеновым согласен и другой российский исследователь вопроса – кандидат исторических наук Павел Гончаров. Он считает, что «истинное количество побед большинства немецких асов установить невозможно». Потому в германских источниках обычно указывается то число побед, которое было записано на счёт летчика его командованием.
Но с чем же связан тот огромный разрыв между результативностью асов Люфтваффе и ВВС Красной Армии? Многие наши специалисты считают - с особой системой подсчета сбитых самолетов - по количеству моторов. Одномоторный истребитель – один сбитый самолет. Четырехмоторный бомбардировщик – уже четыре сбитых самолета.

Наш легендарный Покрышкин
И еще одно объяснение «феномена» Люфтваффе: Германия на всех фронтах долгое время воевала при огромном численном превосходстве над противником. И в войне против СССР немецкие асы активно пополняли свой боевой счет в первые годы войны, когда у Германии было преимущество над советской авиацией. Но как только оно стало таять, «счет рекордам» начал тормозить.
Ну а если обратить внимание еще на один критерий эффективности – на соотношение количества боевых вылетов и побед при этом, то достижение «чемпиона» Эриха Хартмана сразу тускнеет: 1400 вылета, 825 боя и «всего» 352 сбитых самолета. Гораздо лучше этот показатель у Вальтера Новотны: 442 боевых вылета и 258 побед.
Еще один «феноменальный ас» Герхард Баркхорн во время первых 119 вылетов не одержал ни одной победы, зато был дважды сбит. А наш легендарный Покрышкин во время первых же боевых вылетов начал «валить» немецкие машины. И его ни разу не смогли сбить.
ПО ТАНКУ ВДАРИЛА БОЛВАНКА
И у Красной Армии, и у немецкой, были асы не только среди летчиков, но и танкистов. Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танкистом. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941-го он уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка!
Особое место занимает подвиг танкиста Зиновия Колобанова. Он даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса. 20 августа 1941-го 5 танков роты старшего лейтенанта Колобанова уничтожили 43 немецких танка, причем, 22 из них было подбито за полчаса!
А что у немцев? Курт Книспель считается самым результативным танковым асом Второй мировой. Да, на его счету почти 168 танков, но не все из его побед являются подтвержденными.
Был у немцев и свой «рекордсмен» по количеству танков, уничтоженных в одной битве. Это Михаэль Виттман. На Курской дуге он за 1 день уничтожил 20 танков Т-34.

ПОЧЕМУ ТАКАЯ РАЗНИЦА?
Таблицу комментирует кандидат исторических наук, военный эксперт Зиновий Андрусов:
- Глядя на эту таблицу напрашивается вывод: немцы били наших танкистов значительно сильнее. Но это – поверхностный взгляд. Казалось бы, от цифр никуда не денешься. Но столь внушительному немецкому «танковому феномену» есть свое объяснение.
Первое. Большинство своих побед немцы добились, воюя на «тиграх», «фердинандах» и «пантерах», которые по огневой мощи до поры превосходили наши Т-34 (пока на нем не появилась гораздо более мощная пушка).
Второе. До вторжения в СССР немецкие танкисты получили большой боевой опыт, которого не было у наших.
Третье. Немцы при подсчете побед смешивали понятия «уничтоженный танк» и «подбитый танк». Подбитый танк, как вы понимаете, можно отремонтировать и вернуть в строй.
Вот такая незамысловатая «арифметика» подсчетов в панцерваффе (германских броневойсках), и создает впечатление, что-де немецкие танкисты лучше советских. Именно поэтому-то не следует удивляться, что у некоторых германских танкистов на счету больше 100 танков. Только попробуйте понять, уничтоженных или подбитых.

Сначала немецкие танки по огневой мощи до поры превосходили наши Т-34 (пока на нем не появилась гораздо более мощная пушка)
Справедливости ради стоит сказать, что «туман» был и с нашей стороны. Если проанализировать сообщения Совинформбюро, газетные статьи первых 6 месяцев войны, то можно прийти к выводу, что уже к сентябрю 1941-го наша армия должна была перемолотить весь танковый парк вермахта… Но в реальности до этого было еще далеко.
СНАЙПЕРСКИЕ ВЫСТРЕЛЫ
Война СССР с напавшей на него Германией стала еще и негласным соревнованием снайперов. И как же выглядят результаты этого смертельного состязания?

КСТАТИ
Самым известным советским снайпером в период Сталинградской битвы стал Василий Зайцев, уничтоживший 242 немецких солдата и офицера, в том числе руководителя берлинской снайперской школы майора Конингса. Всего же группа Зайцева за 4 месяца боев уничтожила 1126 бойцов противника.
Немцы стреляли в 2 раза хуже
Глядя на эту таблицу, легко высчитать, что результаты германских снайперов в 2-3 раза хуже. Это было свидетельством того, что советская снайперская школа превосходила немецкую.
А вот как объяснял это кавалер Железного Креста альпийский стрелок Йозеф Оллерберг, на счету которого 257 убитых советских солдат:
- Русские имели преимущество именно за счет командного духа, тогда как нам приходилось «работать в одиночку». Наши избегали дуэлей, предпочитая мощный артобстрел для подавления советских стрелков. Преимущества русских снайперов заключалось еще в том, что их обеспечивали лучшими в мире снайперскими винтовками, заполучить которые мечтали все немецкие стрелки.
ОТКРОВЕНИЯ ВРАГА
Немецкий снайпер Й. Оллерберг:
- Я не обращал внимания на первые 3-4 линии атакующих и старался поразить в живот как можно больше бойцов, наступавших позади них. Слыша пронзительные крики раненых у себя за спиной, наступавшие в первых рядах теряли присутствие духа, и атака начинала захлёбываться. В этот момент я переключал своё внимание на первые линии врага. Противников, которые находились ближе пятидесяти метров ко мне, я поражал точными выстрелами в голову или в сердце, стараясь мгновенно вывести из боя всех, кого только мог. А когда русские обращались в бегство, особенно эффективными оказывались выстрелы отступающим в область почек. Раненые начинали буквально по-звериному кричать и выть.
В результате атака резко заканчивалась. Так мне удавалось поразить более 20 противников за несколько минут. Правда, такие попадания не увеличивали мой снайперский счет».

За потопленный эсминец или подлодку командиру и штурману корабля причиталось по 10 000 рублей, а остальным членам экипажа по 2500 рублей
ФРОНТОВОЙ ПРАЙС-ЛИСТ
Старт материального стимулирования фронтовиков
был дан в военной авиации. Сталин подписал приказ о поощрении участников бомбардировки Берлина в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. Экипажам бомбардировщиков выдали премии в 2 тысячи рублей каждому. За один сбитый самолет противника летчики-истребители получали премию в 1 тысячу рублей. Платили на фронте и танкистам, и артиллеристам, и пехоте.
Так, за каждый подбитый танк противника, командиру орудия и наводчику полагалось 500 рублей, остальным членам орудийного расчёта – по 200 рублей. Устанавливалась денежная премия в 1 тысячу рублей каждому бойцу за лично подбитый или подожженный танк врага.
А вот снайпер за уничтоженных врагов не получал ничего, он мог рассчитывать только на оклад в соответствии со званием. Однако снайперу-сержанту, отвоевавшему 3 года, был положен 200-рублевый оклад.
Свой «прайс-лист» был и в Военно-морском флоте. За потопленный эсминец или подлодку командиру и штурману корабля причиталось по 10 000 рублей, а остальным членам экипажа по 2500 рублей. За потопленный транспорт — по 3000 рублей и 1000 рублей соответственно.
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
И что можно было купить на премию за сбитый самолет или подожженный танк?
С началом войны в СССР были введены продуктовые карточки. Потому что на рынке цены взлетели в 10-13 раз. В итоге бутылка водки в магазине по карточкам стоила 30 рублей, а на рынке - 300-500 рублей.
Буханка хлеба по карточкам 15-20 рублей, а на рынке - 150-200.
Пачка папирос «Казбек» — 75 рублей.
Стакан самосада (махорки) — 10 рублей.
Средняя зарплата в стране в годы войны была 500 рублей. Столько же стоил хороший мужской костюм.
Но, к примеру, лесник мог получать 80-100 рублей, рабочий - 300-600, инженер — 500-700, а шахтер - 1000 рублей.
Зарплата лейтенанта - 750 рублей.
А командир эскадрильи бомбардировщиков к 1945-му получал уже «заоблачные» 2,5 тысячи.
А КАК ПЛАТИЛИ НЕМЦАМ?
В Люфтваффе экипажам бомбардировщиков за вылеты на особо опасные цели полагалась доплата за риск в размере 400 рейхс-марок. За подбитые советские танки стали поощрять лишь с 1944 года. Так, за уничтоженный тяжелый танк «ИС-2» полагался внеочередной отпуск. Иногда — продуктовая посылка семье «от фюрера».
ЧТО В ОСТАТКЕ
Глядя на эти таблицы, многие читатели наверняка подумают: «Получается, немцы воевали лучше Красной Армии»? Ведь рекордов у них больше.
Ну, во-первых, половину этих рекордов немцы «набили» еще до нападения на СССР, пройдя блиц-кригом по всей Европе. Да и подсчет у них был особый — те же самолеты считали по моторам, а танки — включая подбитые.
Во-вторых, мы и не умоляем профессиональных достоинств врага. Это был действительно мощный противник. Гитлер выстроил идеальную машину войны. И тем достойней наша победа над ним. Но за счет чего же тогда мы победили?
Да просто у наших солдат военное мастерство (не меньшее, чем у немцев) было помножено на героизм. Беспримерный и массовый. Это наше тайное оружие, о котором не подозревал Гитлер, планируя войну против СССР, выходит далеко за рамки статистических таблиц.
Более 11 тысяч солдат и офицеров Красной Армии стали Героями Советского Союза. Все знают о подвигах Гастелло, Матросова, Космодемьянской, Карбышева, Девятаева, Маресьева, 28 панфиловцев... Но были и тысячи негромких подвигов. Николай Сиротинин, сержант-артиллерист, в июле 1941-го под Смоленском прикрывал отступление своего полка. Остался один с пушкой и 60 снарядами против колонны немецких танков. И уничтожил 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат противника, отстреливаясь до последнего, пока не погиб.
Даже немцы, злые от таких потерь, не могли не отдать должное сержанту Сиротинину, дав над его могилой 3 оружейных залпа. «Если бы мои солдаты воевали так, как этот русский, мы бы давно взяли Москву,» - объявил германский полковник Эрих Шнейдер местному населению, пригнанному на похороны героя. Это все задокументировано. Хотя Звезду Героя сержанту Сиротинину так и не присвоили. Даже посмертно...
Командир танковой группы вермахта Эрхард Раус в своих «мемуарах» вспоминал, что один советский танк КВ-1 в течение двух суток сдерживал наступление целой танковой дивизии. Немцы, как писал Раус, «были глубоко потрясены героизмом советских танкистов и похоронили их с воинскими почестями».
Потому на вопрос «Кто лучше воевал?» есть один ответ: советский воин водрузил Знамя Победы над Рейхстагом, а не немец над Кремлем. И этим сказано все.
Свежие комментарии