На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Литейный мост. История и мистика

Литейный мост (в 1903—1917 гг. мост Императора Александра II, или Александровский) — разводной мост через Неву, соединил Литейный проспект и улицу академика Лебедева на Выборгской стороне. Был построен в 1875—1879 гг. (инженер А.Е. Струве) на месте переведенного сюда около 1851 г. Воскресенского плашкоутного моста.

Литейный мост — первый мост в Санкт-Петербурге, имевший с 1879 года электрическое освещение, так-же явился вторым постоянным мостом через Неву (первый — Благовещенский мост).

История с названием моста

Имя Литейному мосту было дано по Литейному проспекту в Литейной части города, названия которых пошли от находившихся в XVIII столетии на левобережной стороне Литейного двора и литейной слободы. Поздней мост был переименован.

1879 год — при открытии постоянного моста он был переименован в мост Императора Александра II. Название в скором времени сократилось до Александровского моста, а после 1917 г. и вовсе исчезло, мост по-прежнему называют Литейным.

Из истории Литейного моста

На реках и каналах в Петербурге сооружено около 350 мостов. Многие из которых являются шедеврами мостового зодчества. Каждый, конечно, уникален и привлекает внимание стилем, архитектурным решением, наконец своей историей. Однако есть и особенные мосты, к примеру Литейный, считающийся одним из самых мистических мест Петербурга.

Строительство моста

Поводом к его возведению послужил срыв в 1865 г. бурным ледоходом наплавной переправы. На проект постройки моста объявили международный конкурс, куда было подано 17 заявок. Экспертной комиссией был утвержден проект инженера-полковника А.Е. Струве и инженера-капитана А.А. Вейса, и уже 30 августа 1875 г. начали работу по возведению новой переправы через Неву.

Строительство шло на протяжении 4-х лет. Мост торжественно открыли 30 сентября 1879 г., он был признан одним из самых грандиозных сооружений тех времен. Все принимавшие участие в строительстве получили щедрые награды, а Струве пожаловали чин генерал-майора.

Литейный мост был первым в мире мостом постоянного типа, который был освещен электричеством. Скоро после открытия на нем установили электрические фонари со «свечами» Павла Яблочкова.

Литейный мост в Санкт-Петербурге-1

Катастрофы. Человеческие жертвы

С первых же дней строительство моста сопровождалось неожиданными трудностями и большими человеческими жертвами.

• К примеру, во время опускания одного из кессонов на дно Невы выяснилось, что в том месте, где, согласно проекта, должны были поставить одну из опор, оказалась затонувшая баржа с камнем. Препятствие с трудом удалось убрать, однако во время погружения кессона в грунт наткнулись на большой камень-валун. Меньше чем через месяц при неожиданном подъеме воды кессон был затоплен. 1876 год, 16 сентября — в 9 часов вечера в результате резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, где в это время работали 28 землекопов. 18 человек с трудом смогли выбраться наружу сразу, еще 5 спасли в ходе спасательных работ, 5 рабочих погибло.

• Спустя год произошла еще одна катастрофа с человеческими жертвами. 1877 год, 9 сентября — взорвался один из кессонов. Его массивный потолок отбросило на десятки метров. 9 рабочих, которые находились наверху кессона, убило взрывом. Илистый грунт моментально поднялся в кессон и затопил работавших в нем людей. Работы по ликвидации последствий катастрофы продолжались около года. 1878 год, лето — были извлечены тела 20-ти человек и начаты работы по заполнению камеры кессона каменной кладкой. И это был далеко не последний несчастный случай!

На сегодняшний день точное количество жертв постройки моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, при этом тела многих погибших исчезли бесследно.

Множество трагедий с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Начали появляться самые фантастические версии, догадки, слухи.

Литейный мост в Санкт-Петербурге-2

Мост-оборотень

Есть предание, что Литейный мост будто бы возводили на месте, где давным-давно стоял мост-оборотень. Поговаривали, что под ним в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, затягивавший в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом «вылазила всяка нечисть». И будто магнитом, притягивал к себе этот водоворот петербургских самоубийц…

Подлинное нахождение моста-оборотня никому точно известно не было. Однако старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в момент окутываться туманом и «заводить неведомо куда» одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата.

Мистика. Призрак Ленина

Необъяснимое в районе Литейного моста продолжает происходить и в XXI столетии. К примеру, имеется множество свидетельств людей неоднократно видевших там призрак Ленина.

Гуляя как-то в районе Моховой улицы недалеко от моста, пенсионер А.П. Алешин увидел впереди себя какого-то странного лысоватого мужчину с характерной бородкой и в кепочке. Поначалу он подумал что это двойник Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут вдруг разглядел в его облике некоторые странности. Ветер был довольно сильный, и прохожие были вынуждены придерживать шапки и полы пальто. А «Ленин» попросту не реагировал на погодные условия: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто.

Литейный мост в Санкт-Петербурге-3

Алешин последовал за загадочным человеком дальше, и, когда они шли мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, походивший на Ленина, посмотрел на этот дом с удивлением. Это и понятно: когда жил Ленин Большой дом еще не построили. Потом странный человек в кепке вышел на Литейный мост и… исчез. Только тогда Алешин поверил в то, что увидел призрака! И такого рода случаев было много, когда прохожие замечали здесь фигуру вождя, бесследно исчезающую на Литейном мосту.

«Гуляют» тут периодически и другие герои-революционеры, а порой по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, потом так же неожиданно растворяющиеся в ночном сумраке.

Гиблое место

Этот мост печально известен не только призраками. Там нередко случалось сводить счеты с жизнью самоубийцам, на нем же с завидным постоянством происходили убийства горожан.

Один из случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, однако тот перепутал жертву с другим человеком и, выполняя заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позднее нашли на месте преступления, а убитого, со слов свидетелей, киллер сбросил с моста (в том месте, следует заметить, глубина Невы доходит до 24 м). Как ни старалось следствие, ни убийцу, ни тело его жертвы так и не нашли.

Литейный мост в Санкт-Петербурге-4

Древний Атакан (легенда)

По городу поползли слухи, что место это заколдованное, что на дне реки, там, где строят мост, находится «кровавый» валун, прозванный в народе Древним Атаканом. Согласно легенде, в давние времена на берегах Невы жило воинственное племя. Они совершали набеги, убивая и разоряя соседей. Взятые в плен мужчины приносились в жертву на огромном валуне, который носил название Атакан. В течении многих лет кровь жертв омывала гранитный камень. И однажды страдания, страх и слепое поклонение сотворили чудо – камень ожил. Ожил и стал требовать все новых и новых жертв.

Все племена в округе были истреблены, но камень требовал еще крови, и тогда вожди начали выбирать жертв из своего племени. Взмолились тогда женщины, обращаясь к Великой реке, и попросили избавить людей от проклятого камня. Услыхала их Нева и сжалилась над глупыми людьми. Началась сильная буря, много дней шел дождь, и буйствовала природа, а когда все утихло, увидели люди, что изменилось русло реки и страшный камень, который лежал раньше на берегу, теперь оказался под водой. Однако теперь Атакан начал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка пойдет на дно с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом судна.

Литейный мост в Санкт-Петербурге-7

Проклятие Атакана

Действует по сей день и проклятие Атакана. 2002 год, 16 августа — в опору Литейного моста неожиданно врезался сухогруз «Каунас», который следовал из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. После столкновения, произошедшего около 4-х часов утра, судно накренилось и пошло ко дну носом вниз. По сообщению Агентства журналистских расследований, к 5:30 утра сухогруз затонул приблизительно на две трети, а к 6:11 утра скрылся под водой полностью. На борту было 8 человек экипажа и двое детей. К счастью, всех их удалось снять с борта тонущего сухогруза. Но само судно, тонувшее больше 2-х часов, никто с фарватера так и не оттащил. Как результат, движение по Неве было приостановлено и образовалась изрядная пробка из судов как малого, так и большого водоизмещения.

Судоходство на Неве восстановили только 23 августа, когда удалось извлечь рубку сухогруза. Официальная причина столкновения — неполадки в системе винторулевого комплекса, хотя точную причину катастрофы так до конца и не установили.

Литейный мост в Санкт-Петербурге-5

Интересные факты

• 2010 год — на Литейном мосту прошла скандальная акция арт-группы «Война», в результате чего все узнали о существовании протестного уличного искусства. Участники группы на дорожном полотне разводной части моста изобразили мужской детородный орган, и во время разведения моста изображение оказалось прямо напротив здания Санкт-Петербургской ФСБ.

• В ходе ВОВ в один из мостовых пролетов угодила бомба, однако взрыв не произошел, и бомба лишь пробила мост.

• Строительство Александровского моста обошлось государству в 5,1 млн. руб. – колоссальная сумма по тем временам. Изначально планируемую цену превысили в 1,5 раза.

• Ограждение моста вошло в реестр объектов культурного наследия России.

• Особым элементом архитектуры моста является самый тяжелый в мире раздвижной пролет. Вес его около 3200 тонн, длина более 50-ти м. Поднимается он всего за 2 мин., образуя угол 6°, позволяющий свободно проходить большим судам.

• Недалеко от моста находятся такие достопримечательности, как Большой дом на Литейном, Новый Арсенал и Площадь Ленина.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх