На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...
  • Владимир Алтайцев
    Вы  ноль  в истории. Не  было такой  битвы на Куликовом поле, дендрологи напрочь отвергли этот бред В 1380  году на м...Мифы Куликовской ...

История с гальюном

Немецкая субмарина U 1206 (

 
 

Слева командир U 1206 Карл-Адольф Шлитт  справа обложка книги Бреннеке «Охотники – Жертвы» издания 1956 года, в которой был опубликован миф о командире, погубившим свою лодку с помощью гальюна (

Карточка U 1206 из «Архива немецких подлодок» Хорста Бредова с пояснениями Шлитта о произошедшем инциденте на борту его лодки 14 апреля 1945 года (http://www.buchandivers.com)

Стоит отметить, что приведённая цитата взята из русскоязычного текста книги Бреннеке, изданной в 2003 году под названием «Охотники за охотниками» и являющей собой перевод не немецкого текста, а его сокращённой англоязычной версии. В результате, «Охотники за охотниками» имеют большие расхождения с оригинальным текстом, хотя общие детали этой «истории» совпадают.

Версия Шлитта

Как оказалось, далеко не все были готовы принять версию Бреннеке на веру, поэтому нашлись исследователи, захотевшие докопаться до истины. Одним из первых, кто выступил в защиту Шлитта, был бывший офицер-подводник и владелец частного музея «Архив немецких подлодок» (Ubootarchiv) Хорст Бредов (Horst Bredow).

Он попросил бывшего командира U 1206 дать пояснения о его роли в гибели лодки, и Шлитт согласился. В результате, в «Архиве немецких подлодок» появилась карточка с его кратким рассказом, из которого следовало, что ни в каком гальюне командир не был и в момент инцидента вообще находился в дизельном отсеке, где наблюдал за починкой дизеля. Причин появления течи изначально он не знал, поскольку события развивались так быстро, что на их выяснение не было времени. Акцентируя внимание на этом, Шлитт добавил:

«Как мне удалось позже выяснить, вода просочилась через забортный клапан, когда торпедист [Mechaniker] пытался починить унитаз в носовом гальюне. Я бы сказал (хотя у меня нет доказательств), что предположительно либо указатель положения забортного клапана давал неверные показания, либо он был установлен неправильно».

Однако это объяснение не получило широкого распространения, и с ним могли познакомиться даже те, кто посещал музей Бредова или сотрудничал с ним. Сам же Шлитт мемуаров никогда не писал, но его краткие воспоминания о своей карьере офицера кригсмарине в историческую литературу все-таки попали.

В 2002 году в Германии вышла книга Олафа Розе «U 751: Триумф и трагедия немецкой подводной лодки». (U 751: Triumph und Tragödie eines deutschen U-Bootes). Эта работа является сборником различной информации об этой лодке, её командире Герхарде Бигальке и экипаже. Предисловие и послесловие к ней написали два бывших командира-подводника: подводный ас Райнхард Хардеген и Карл-Адольф Шлитт. Благодаря этому, теперь есть возможность изложить историю гибели U 1206 устами очевидца, предоставив слово самому Шлитту (перевод И. Борисенко и автора):

«Мы оторвались от конвоя, легли на глубине 80 м на дно Северного моря и попытались там в тишине найти причину неполадок дизеля. Ближе к вечеру 13 апреля 1945 года я наблюдал в корме за работой над дизелем, когда началось сильное поступление воды в носовой части, точную причину которого выяснить не удалось. В этот момент находившийся в центральном отсеке лейтенант-инженер немедленно отдал все распоряжения, которые могли вывести лодку со дна Северного моря на поверхность воды наперекор нежданно принятому водяному балласту. Через несколько тревожных минут лодка начала подниматься, и примерно через две минуты мы были на поверхности. Однако U 1206 была в полностью небоеготовом и непригодном к движению состоянии. Теперь она просто дрейфовала по воде. Лодку наполняли ядовитые газы. Так как в таком состоянии мы в любое время могли быть обнаружены и атакованы англичанами, я решил затопить U 1206 и попытаться на надувных лодках достичь шотландского побережья, которое находилось от нас на расстоянии примерно 20 миль».

Рассказ командира U 1206 практически не отличается от его пояснений, данных Бредову ранее, за исключением упоминания причины поступления воды, которую Шлитт выяснил уже после гибели лодки. Впрочем, в этом нет ничего странного – он попросту не стал использовать книгу о своём коллеге как площадку для оправданий.

Кто прав?

Теперь, когда нам известны обе версии гибели U 1206, можно попытаться разобраться, где ложь, а где правда. Для этого стоит обратить внимание на некоторые детали истории от Йохена Бреннеке.

Карл-Адольф Шлитт в качестве мэра города Ольденбург (Восточный Голштейн), которым он управлял с 1964 по 1970 гг. Во время его работы город и прилежащие земли активно развивались, а Шлитт пользовался доверием и уважением местных жителей (http://www.kreis-oh.de)

Во-первых, весьма странно выглядит описание посещения командиром лодки гальюна, куда тот якобы зашёл справить нужду. Автор всё излагает так, как будто он сам находился там вместе со Шлиттом. Такие детали ему мог сообщить только сам командир, но Шлитт этого никогда не говорил, утверждая, что на момент аварии находился в дизельном отсеке. Это даёт основания предполагать, что данный момент Бреннеке мог просто выдумать.

Во-вторых, Бреннеке называет фамилию члена экипажа U 1206, который являлся «гальюнных дел мастером» (в немецком тексте WC-Akademiker) – матроса-машиниста Мёбиуса (Möbius). Однако в списках экипажа лодки такого подводника обнаружить не удалось, что позволяет предполагать об ещё одной выдумке автора «Охотников – Жертв».

В-третьих, Бреннеке добавил ярких красок в финал U 1206. Согласно его описанию, после всплытия на поверхность лодка была сразу атакована двумя английскими самолётами, которые сбросили на неё бомбы. В результате лодка была сильно повреждена и не могла погружаться, после чего командир отдал приказ покинуть её. В реальности не было никакого нападения самолётов на U 1206 – это ещё одна небылица.

В-четвертых, в рассказе Бреннеке указывается, что «не всем членам команды удалось покинуть лодку. Хлор унёс несколько жизней». Это неправда – всем членам экипажа удалось покинуть лодку, но три подводника утонули во время высадки на шотландский берег: торпедист Эмиль Кюппер (Emil Küpper), штурман лодки Ганс Беркхауэр (Hans Berkhauer) и машинист Карл Корен (Karl Koren). Тело последнего было захоронено на одном из кладбищ в Англии.

Встреча командира U 1206 Карла-Адольфа Шлитта (крайний слева) и капитана рыболовного судна «Рипер» Алека Джона Стифина( крайний справа) в 1987 году. Стифин и его судно спасли часть экипажа лодки 14 апреля 1945 года (http://www.buchandivers.com)

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что версия гибели U 1206 от Йохена Бреннеке не соответствует действительности. Кроме этого, Бреннеке – вторичный источник, в отличие от Карла-Адольфа Шлитта, который является источником первичным как очевидец событий. Поэтому рассказ командира U 1206 вызывает к себе доверия куда больше, чем фантазии писателя.

Командир подлодки на её борту является не только старшим офицером, но и лицом, ответственным за всё, что происходит с ней и её экипажем. В боевой обстановке командир не должен подвергать свой корабль и подчинённых людей неоправданной опасности. Не вызывает сомнений то, что в момент, когда лодка лежит на дне и её экипаж ремонтирует двигатели, командира должна интересовать только эта проблема, а не опыты со сложной системой гальюна, которые могут привести к гибели лодки и команды. Поэтому слова Шлитта о его нахождении в дизельном отсеке на момент аварии вызывают мало сомнений.

Всё это вызывает вопрос – зачем Бреннеке выставил Шлитта на посмешище? Как оказалось, определённый мотив мог быть.

Удар пропаганды

Йохен Бреннеке широко известен своей беллетристикой о кригсмарине, в том числе и работами о немецких подводниках, о которых он в период с 1956 по 1987 год издал четыре книги. Однако немногие помнят, кем был на самом деле их автор. Некоторые подробности его биографии стоит осветить подробнее.

Как оказалось, при нацистах Бреннеке был одним из пропагандистов доктора Геббельса, работавших над имиджем кригсмарине. 9 мая 1941 года в Берлине состоялась премьера художественного пропагандистского фильма «Подлодки на Запад!» (U-Boote Westwarts!), который был снят студией «Уфа». Съёмки фильма проводились на Балтике на настоящей субмарине U 123.

По мнению канадского профессора-германиста Майкла Хадли, детально разбиравшего биографию Бреннеке в своей книге, последний сыграл в фильме одну из главных ролей – вахтенного офицера лодки лейтенанта фон Бенедикта (von Benedikt). Однако есть также версия, что актёр был лишь однофамильцем будущего автора «Охотников – Жертв» и не имел к написанию книг о кригсмарине никакого отношения.

В 1943 году в Берлине вышла первая книга Бреннеке о подводниках под названием «Наша лодка и мы в Средиземном море: Походы немецкой подводной лодки в словах и картинках» (Unser Boot und wir im Mittelmeer: Die Feindfahrten eines deutschen Unterseebootes in Wort und Bild). Стоит отметить, что во время войны её автор на флоте не служил, но имел звание артиллерийского старшины запаса и должность военного корреспондента.

После окончания Второй мировой войны Бреннеке вновь взялся за перо, чтобы продолжить работу над имиджем «серых волков». Но в отличие от других подводников, которых он воспевал, бывший пропагандист сделал из Карла-Адольфа Шлитта горе-командира, который погубил свою лодку безответственным поступком. Это может вызвать удивление, если бы не один факт.

Хозяин частного музея о подводниках и подлодках Хорст Бредов, сыгравший важную роль в истории гибели U 1206. (http://dubm.de)

После войны появилась ещё одна версия о причинах гибели U 1206, высказанная одним из родственников члена её экипажа. Согласно ей, Карл-Адольф Шлитт был пораженцем и хотел сдаться в плен союзникам, а история с гальюном была лишь прикрытием его истинных намерений. Впоследствии этот миф был развеян английским историком и подводным археологом Иннесом Маккартни (Innes McCartney), но свою роль в истории Шлитта он сыграл.

Можно предположить, что автор историй о немецком подплаве Йохен Бреннеке знал об этом и решил включить выдумку в свою книгу. Возможно также, что бывший пропагандист решил наказать «пораженца», оставив о нем в истории славу горе-командира, искупавшегося в фекалиях, или просто пересказал её словами «очевидца», обогатив выдуманными подробностями.

В данном случае, наиболее объективным сторонним мнением о «туалетной» истории и роли в ней Карла-Адольфа Шлитта будет информация от американского историка Клэя Блэйра, который при написании своего труда работал как с книгой Бреннеке, так и с отчётом о допросе экипажа U 1206 после его пленения англичанами:

«На следующий день, 14 апреля, на U 1206 случилась ещё одна поломка, на этот раз приведшая к трагическим последствиям. Забортный клапан унитаза в носовом гальюне протёк, что привело к затоплению носового отсека. Шлитт был не в состоянии бороться с течью из-за неисправности трюмной помпы и другого вспомогательного оборудования. Перед лицом смертельной опасности он отстрелил торпеды из аппаратов и привёл в негодность запасные, также уничтожил все секретные материалы, а затем всплыл для эвакуации экипажа и затопления корабля. Трое погибли, но 36 человек были спасены местными лодками, а ещё 10 достигли берега Абердина на плотике. Всех 46 немцев немедленно перевезли в британские лагеря военнопленных для допроса».

В завершение хотелось бы сказать о таком важном моменте, как техническое состояние немецких подлодок конца войны. Нехватка нужных материалов и квалифицированных рабочих привела к тому, что некоторые узлы и детали на немецких субмаринах были ненадлежащего качества. Кроме этого, привлечение к работе на верфи иностранной рабочей силы вело к ухудшению качества сборки лодок и порой приводило к актам саботажа. Как писал в своих мемуарах немецкий подводный ас Петер Кремер, подводники во время войны даже имели свой рейтинг хороших и плохих верфей, строивших субмарины.

Очевидно, построенная в 1944 году U 1206 была лодкой плохого качества, пострадавшей от указанных факторов. Проблема с одним из дизелей в первом же походе лишила её способности быть полноценным боевым кораблём, а проблема с гальюнной системой окончательно погубила субмарину.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх